Вышла из печати новая повесть севастопольской писательницы Валентины Фроловой «Падение Херсонеса». Ее герой — князь Киевской Руси Владимир. На исходе первого тысячелетия, в 988 г., он взял Херсонес — крепость Византии на Черном море. Сам принял крещение, крестил Русь, женился на сестре царей могущественной империи греков — царевне Анне. Это сегодня он — «святой, равноапостольный». Но даже церкви понадобилось пять веков, чтобы канонизировать князя.Владимир не раз становился героем художественных произведений. Одни писали его, выбирая черные краски. Другие — сусально-лучезарные. Валентина Фролова, следуя фактам биографии, ничего не опуская и не скрывая от читателя, создает правдивый образ человека, сумевшего осуществить гигантский поворот в истории славянского мира. Родившийся язычником, полжизни проживший в язычестве, разумеется, князь и жил — до крещения — по законам язычества. Несть числа грехам его. (Впрочем, по понятиям язычников, те грехи не были грехами). Но князь шел. Правил, воевал, укреплял границы, развивал торговлю. Подымал одетую в овчину Русь, вел за собой. Правитель должен быть реформатором. Многие ли государственные деятели могут сказать, что они чувствуют время, вопреки сопротивлению рушат старое, строят новое?
Читая повесть, приходишь к ошеломляющему выводу: да ведь Владимир — это тот же Петр I. Петр «пробил окно в Европу». В Византию пробил окно Владимир. Петр поставил Русь на дыбы, повернул ее, боярскую, застойную, к прогрессу. К прогрессу — к христианству — повернул Киевскую Русь Владимир.
Излюбленный прием автора — внутренний диалог. Фролова не столько сама рассказывает о героях, сколько ее герои сами рассказывают о себе. Создается впечатление предельной правдивости повествования. Читатель становится сам свидетелем происходящих событий.
Повесть рассчитана и на старших школьников, и на взрослого читателя. Мы получили еще одну книгу о прошлом нашего города. Надо ли говорить, как это важно и нужно?
Книга издана севастопольским издательством «ЭКОСИ — Гидрофизика» (директор Ю.В. Терехин), талантливо оформлена художником В.М.Маниным. Издана любовно, на хорошей бумаге. Ее приятно держать в руках. Наша полиграфия все крепче становится на ноги. Уходят в прошлое брошюрки, издававшиеся на жалкие гроши авторов в первые годы «перестройки». И хотя нам еще далеко до великолепных московских изданий, до изданий европейских (они требуют огромных денег), но прогресс налицо.
Иллюстрация художника В.Манина — Царевна Анна.