Как уже сообщала наша газета, Севастопольский государственный центр стандартизации, метрологии и сертификации (СГЦСМС) совместно с Государственной туристической администрацией Украины и СГГА организовал и провел в Севастополе семинар-практикум «Управление качеством сервисных услуг и окружающей средой в контексте требований международных стандартов ДСТУ ISO 9000:2000 — ДСТУ ISO 14000».Актуальность его тематики обусловлена временем подведения итогов курортного сезона, еще более обострившего проблемы, без разрешения которых туризм как отрасль в Украине, и Севастополе в частности, не сможет нормально развиваться и занять достойную нишу в экономике. Решать задачу создания качественного — на всех этапах — сервиса для отдыхающих необходимо комплексно, с разных направлений, что убедительно доказали в своих выступлениях специалисты самых разных учреждений, предприятий и ведомств.
Главный вывод, который мы вынесли в подзаголовок этого материала, вытекает из простого постулата, высказанного начальником госуправления экоресурсов при СГГА в г. Севастополе В.Артеменко: «Если сертифицировано отдельное здание, это не значит, что снаружи мы попадем в здоровую среду». То есть в идеале и севастопольцам, и властям города, и его гостям нужно знание общего фона окружающей наш регион среды — водной, воздушной и сухопутной, а не по отдельным участкам или гостиницам. Без соответствия экологии всех наших мест отдыха и предоставляемых там сервисных услуг общепринятым нормам безопасности и качества никто Севастополь курортом мирового значения считать не будет.
Не поможет ни существующий потенциал города (более 12 тысяч койко-мест для отдыхающих), ни ежегодный рост капиталовложений в развитие региональной индустрии туризма со стороны самих субъектов хозяйствования (2 млн грн в этом сезоне), ни достижения в экскурсионном обслуживании приезжающих.
Начальник отдела по вопросам туризма горгосадминистрации Л.Куртьева назвала основные «болевые точки», которые нуждаются в «лечении» к следующему лету. Это и ремонт дорог в Батилимане и Ласпи, и создание реестра кадров экскурсоводов, других специалистов данной отрасли, и сочетание организации в прибрежной зоне условий для отдыха любителей палаток, автотуристов с возможностью соблюдения в этих местах должного санитарного и природоохранного порядка, и порой отвратительное качество блюд в точках общепита. Среди первоочередных задач, как это ни парадоксально, — вполне элементарное, но обязательное наличие в самом посещаемом туристами месте Севастополя — его центре — большего числа доступных туалетов. Пока же, пардон, экскурсанты и прочие занимаются бегом в поисках их, а не любуются достопримечательностями. И это тоже отражается на качестве предоставляемых в нашем городе услуг.
О необходимости благоустройства города говорила в блиц-интервью нам еще один организатор семинара — заведующая сектором сертификации средств размещения Государственной туристической администрации Украины Л.Мещерских:
— Проект программы развития туризма до 2010 года в Севастополе поступил в нашу администрацию. Сейчас на основе подобных документов из регионов мы анализируем информацию, а затем выработаем пути реализации общегосударственной программы, которая, надеемся, станет законом. Но многие курортные места на карте страны уже определены.
Мое личное мнение: ваш город — уникальный. И именно то, что он долгое время был закрыт для посещения, а ныне широко распахнул двери всем желающим увидеть его богатейшее культурно-историческое наследие, а заодно и отдохнуть здесь, дает возможность вашему региону сделать огромный скачок в развитии туризма. Раньше этот потенциал накапливался, пришло время щедро им пользоваться всем. И одновременно привести город в порядок, так как вопрос сертификации соответствия экологическим нормам окружающей среды на многих предприятиях здесь очень актуален.
Людмила Анатольевна также отметила, что Крым активно участвует в обсуждении проекта изменений к закону Украины «О туризме». Одним из действенных инструментов регулирования туруслуг должно стать их лицензирование. Скорее всего, по двум основным направлениям: туроператорской и турагентской деятельности.
Последние сезоны показали, что первоочередной задачей многих контролирующих органов и инстанций стало решение проблемы учета отдыхающих на так называемом «рынке частного приема». Не говоря уже о простой безопасности (никто не знает, куда и зачем повезет с вокзала приезжих пресловутая «бабушка»!), набор «услуг» в личных гостиничках и домах отдыха не выдерживает никакой критики. Пока они выпадают из правового поля. Выход один: лицензирование и обязательная сертификация для всех мест размещения туристов и отдыхающих. Тогда будет и реальная статистика: сколько и где гостей останавливалось, по каким ценам и какими услугами пользовались, насколько они безопасны и качественны, а проживание комфортно. Должна увеличиться соответственно и сумма поступлений от этого вида бизнеса в бюджет. Пока этого не происходит, т.к. многие частные места размещения оформляются как ООО или частные предприниматели, платят мизер по патентам, но «оттягивают» на себя значительное количество отдыхающих.
Как прозвучало в докладе Л.Мещерских, в этом году разработано два новых стандарта, которые после введения их в силу, предусматривают обязательную сертификацию средств размещения и содержат требования безопасности условий проживания туристов. Разработаны и формы отчетности в гостиничных хозяйствах.
Отметим, что сама сертификация практически ничего не стоит. В процессе подготовки к ней деньги вкладываются в благоустройство самого предприятия для его же соответствия требованиям международных стандартов и норм. И пожинать плоды такого самофинансирования фирма будет долго, работая на законном основании.
Решает Госстандарт Украины в сотрудничестве с другими ведомствами и вторую важную проблему индустрии отдыха: наряду с приличным местом проживания на курорте гости должны хорошо питаться. Хороший турист — это сытый турист. Еще Гиппократ говорил, что пища должна быть лекарством. К сожалению, в нашем городе общепит, даже по центральному «кольцу», находится не на должном уровне. Это констатировала еще одна участница семинара — начальник отдела качества СГЦСМС Е.Чалая. Вот что она рассказала нам:
— 1 июля центральная городская лаборатория по контролю за качеством продуктов питания приказом Госстандарта реорганизована в отдел качества Севастопольского ГЦСМС. Работаем почти в том же составе специалистов, на том же оборудовании. Не изменились и функции — мы по-прежнему стоим на позициях защиты прав потребителей, проверяем, безопасны ли и качественны ли те продукты, которые предназначаются для продажи в нашем городе, или сырье, из которого изготавливаются здесь продукты питания. Работаем в основном с управлением по делам защиты прав потребителей и по договорам — с торговыми организациями, делаем анализ соответствия продуктов нормативной документации. Это можно назвать контролем качества продукции на одном из этапов ее пути от производителей к потребителям.
А вот на другом, когда продукты непосредственно потребляются, этого нет: общественное питание в Севастополе практически сейчас бесконтрольно. Летом вместе с управлением по делам защиты прав потребителей в этом мы лишний раз убедились. Да и как можно контролировать, когда на весь город только два проверяющих: один — в вышеназванном ведомстве, другой — в управлении торговли. А раньше при властных структурах были целый кулинарный совет и технологическая лаборатория, в функции которой входил контроль общественного питания. Отсутствует и нормативная документация. Между тем проведенные проверки показывают, что основными нарушениями в сфере общепита являются недовложение сырья при приготовлении блюд (75-85% от общего числа) и грубое нарушение технологических режимов. Первое свидетельствует о недобросовестности хозяев точек питания и поваров, второе указывает на отсутствие нужной квалификации у работников.
Такое впечатление: работники общепита вообще перестали думать, что кулинария — это наука. Убеждена, что обязательная сертификация услуг питания подразумевает неизбежное их испытание в лаборатории. Город должен гарантировать севастопольцам и всем гостям, что они могут здесь хорошо отдохнуть, развлечься без вреда для своего здоровья. Только тогда к нам захотят приезжать вновь и вновь.
На снимках: на туристской тропе; «зона отдыха» рядом с пляжем «Омега».