Экспозиция работ участников пленэра, представленная на итоговой выставке, поразила буйством красок, праздником цвета, фейерверком чувств и ощущений. За месяц, проведенный художниками в Севастополе, они увидели и написали так много, что собрания этих работ хватило бы на хорошую галерею, а уровню многих картин могут позавидовать самые знаменитые музеи. Это действительно счастье, что есть севастопольские пленэры, что они могут обогащать и духовно развивать как жителей города, так и многих людей за его пределами.А.И.Сухоруких, председатель Севастопольской городской организации Национального союза художников Украины:
— Севастопольские пленэры — это явление, которое впервые появилось в Украине и высоко отмечено Министерством культуры и Национальным союзом художников. На протяжении пяти лет к нам съезжаются художники из различных регионов — Харькова, Одессы, Донецка, Львова, Симферополя, Ялты. Непременно в их числе работает группа севастопольских художников. В плане организации нынешний пленэр ничем не отличается от предыдущих: как и всегда, художникам предоставлена полная свобода творчества. Здесь собрались живописцы разных направлений, разных школ и разного возраста. Естественно, поколение уже состоявшихся художников должно оставить после себя смену, которая подхватила бы традиции реалистического искусства и работы с натурой, и потому возможность участвовать в пленэре особенно важна для молодежи.
Знаменательное отличие заключается вот в чем. Если первые пленэры проходили по инициативе и при полной материальной поддержке Сергея Сергеевича Рыбака, если затем нас поддержали городские власти, то в нынешнем году это благое дело подхватили новые люди, наши севастопольские меценаты. Это целый букет прекрасных женщин, которые оказали свою благотворительную поддержку — директор гостиницы «Украина» Светлана Александровна Антоненко, директор ресторана «Севастополь» Светлана Ивановна Щербакова, заместитель генерального директора Торгового дома «ГЕСС и К» Алла Михайловна Кравцова, руководитель галереи «АРТА» Елена Олеговна Самойлова. Подключился также президент ОАО «Интеррыбфлот» Вячеслав Геннадьевич Верходанов. Вот так — начинал один человек, а подхватили идею другие неравнодушные люди. Сейчас все острее стоит вопрос о создании городского выставочного зала, и опять к решению его подключаются меценаты. Так, С.А.Антоненко поделилась своей мечтой — создать в гостинице «Украина»галерею современной живописи. Возможно, она в будущем перерастет в музей. Почему бы и нет? Ведь Третьяковка тоже начиналась с нескольких картин.
С.С.Рыбак, контр-адмирал запаса:
— На выставке представлено много хороших работ. Мы отмечали это с председателем Национального союза художников Украины академиком Владимиром Андреевичем Чепеликом. Однако каждый пленэр требует своего осмысления. В этом году художники более, чем прежде, занимались пейзажами. Мало оказалось батальных картин, связанных с героикой Севастополя. Значит, в будущем мы подскажем и художникам, и самим себе, что надо расширять тематику, показать, что город наш — герой, труженик, база двух флотов. В этом плане я уже вел переговоры с руководителями пригородных хозяйств и предприятий. Так, директор «Качинского» А.М.Костогрыз готов взять под свою опеку 3-4 художников и предоставить им возможность для активной работы. Эту идею поддержал и директор рудоуправления В.И.Горбатов.
А.И.Рыбак:
— Задумывая первый пленэр, мы с Сергеем Сергеевичем даже предположить не могли, что сдвинется эта глыба, что будет такой интерес и такая поддержка. О самих работах я уже и не говорю — их надо видеть. И надо понять состояние души художника. Ведь это такие незащищенные, такие ранимые люди! Мне это особенно близко, потому что мой отец был художником и он ни от чего не был защищен. Он творил, все раздавалось, все уходило… Я помню ощущение, которое охватило меня много лет назад, когда мы с Сергеем Сергеевичем пришли в художественную мастерскую Дома офицеров флота. Мне говорят: извините, здесь пахнет краской. А на меня нахлынул запах родного дома. Я дышу и не могу надышаться! За эти годы я близко познакомилась со многими художниками, это прекрасные люди, и меня по-человечески тянет к ним. Они так трепетно, с таким воодушевлением работают в Севастополе. Здесь они почувствовали свою востребованность.
Вот так все совпало воедино: в изначальной идее пленэров — наше желание отдать дань памяти погибшему отцу и оказать помощь художникам, в их организации — обязательность, педантичность Сергея Сергеевича и настойчивость Анатолия Ивановича Сухоруких. А теперь можно быть уверенным, что все продолжится, потому что на доброй волне идею подхватили молодые, талантливые, предприимчивые люди. И есть надежда, что будет самая серьезная поддержка. Я знаю, что о севастопольском пленэре уже наслышан Ю.М.Лужков и он готов поддержать его.
Виктор Козик, член Национального союза художников Украины:
— Я впервые участвую в работе пленэра, хотя многое в моей судьбе связано с Севастополем. Мне доводилось работать в Камышовой бухте в группе художников в канун 200-летия Севастополя. Вместе с сыном я участвовал в росписях Покровского собора. Севастополь — солнечный город. Мне нравится писать город, и в Киеве я часто работаю на улицах. Я люблю писать море, причалы, корабли. Правда, на этот раз всего одна работа посвящена этой теме. Об организации пленэра могу сказать лишь одно — она потрясающая! И группа художников прекрасная. Я работал со всей душой, и,думаю, это ощущается в моих работах.
Алексей Власов, член Национального союза художников:
— Я в пятый раз участвую в севастопольском пленэре — это целый кусок моей жизни. А главный результат пленэра — множество людей узнают о Севастополе. В ходе этой работы наше отношение к городу видоизменяется. Вначале преобладал поверхностный взгляд — ах, как все красиво! Потом на смену приходит все более глубокое осмысление, на первый план выходят наиболее острые, характерные черты. Севастополь — белый город, здесь море, солнце и все взаимосвязанно. Не зря Коровин говорил: я приезжаю в Крым очищать палитру, осветлять ее. У нас происходит то же самое.
Марина Яценко, член Национального союза художников Украины:
— Самое важное, что произошло у нас за эти годы, — знакомство с Аллой Иосифовной и Сергеем Сергеевичем Рыбак. Это святые люди. Они совершили переворот в сознании людей, в их взглядах на современную живопись. В наше время представители культуры и искусства не в состоянии нормально работать, и общество забыло, что такое безвозмездная, меценатская помощь.
В дни пленэра формируется удивительный круг художников-единомышленников, которые наполняют друг друга энергией. Каждое утро в 8.00 мы выезжали из гостиницу на натуру. Это было как наркотик. Когда вокруг идет работа, ты не будешь бездельничать и тебе даже не хочется купаться в море. Вот и сейчас я беседую с вами, а сама думаю: что я здесь делаю, надо браться за этюдник и писать, писать.
Иван Пилипенко, член Национального союза художников Украины:
— Раньше мне казалось, что красивее Ялты нет города. Потом я узнал Севастополь — белый город. Нигде нет такой красоты и многообразия. Кажется, я впервые здесь в полной мере почувствовал белый цвет — а я отдаю предпочтение «белому» письму. Здесь все чисто и прозрачно. Я выбираю объекты, которые близки моей душе: романтическая Артиллерийская бухта с дворцом на набережной, скалы Феолента, обрывы над Балаклавской бухтой. Когда-то мне предложили написать средневековых алхимиков, но я вынужден был отказаться, потому что эта тема не укладывается в рамки моего ощущения цвета. А Севастополь — все белое, глубокое, насыщенное, разнообразное.
Иван Гапьяк, доцент Львовской академии искусств:
— После темной цветовой гаммы Львова я почувствовал солнце и увидел, как расплескалось море, как пошли по нему бурные волны. Запад определенным образом влияет на искусство Львова. Австрия, Польша, Италия — соприкосновение культур сложилось исторически. Сейчас снова идет тяготение к импрессионизму. Запад — это Матисс, Ван-Гог, Модильяни. Многие формально тянутся к западу. Но в Севастополе соприкасаешься с природой. Здесь просыпаются чувства. Ты видишь свет, ты видишь яркость в натуре. Мне нравятся горы, Феолент, нравятся камни, нравится золото скал. Здесь ты ощущаешь экспрессию высшей пробы. Севастополь, особенно Херсонес, — для меня все. Я люблю Львов, я учился в Ленинграде, бывал в Риге, Таллинне, Вильнюсе. Мне нравится там, но я бы остался жить в Севастополе. Живописное начало Севастополя выражает его сущность, его дух.
В.Г.Верходанов, президент ОАО «Интеррыбфлот»:
— Почему я примкнул к организации пленэра? Наверное, потому, что я люблю творческих людей. Творчество дает нам возможность отойти от повседневности, от дел, которые иногда угнетают. Оно дает возможность эмоционально вырасти и возрасти над собой, по-иному понять жизнь. Бизнес, вообще говоря, — это скучная вещь, искусство же — для души. Поэтому я помогаю и детской художественной школе, и некоторым музыкантам, и музею, и отдельным художникам. Я очень давно живу в Севастополе, с 1964 года, я здесь нашел себя, я чувствую, что эта земля благодатная. Она разная — историческая, героическая. Она географически так расположена, что многое связывает и объединяет. Когда сюда приезжают творческие люди, каждый из них видит окружающее по-своему, а в целом их творчество становится достоянием многих. Я знал, что в городе проходят пленэры, но оттого, что часто бываю загружен в поездках, не принимал в них участия. Зато, когда сейчас позвонил Сергей Сергеевич с предложением поучаствовать, я ответил: «Безусловно!»
Раиса Попова, искусствовед:
— Мне кажется, выставка получилась очень интересной. Причем любопытно наблюдать, как меняется мировоззрение художников, их взгляд на Севастополь. Вот Иван Григорьевич Гапьяк из Львова. В прошлом году он впервые увидел море и с опаской взялся за кисть. А ныне он выдает такие удивительные цветовые композиции, что понимаешь: это не просто точность натуры, это уже интерпретация. Очень интересны работы Юрия Николаевича Винтаева из Харькова. Это маэстро, живописец от Бога! Такое разнообразие тем, такое обилие цвета! Рядом с ним еще один гигант — Анатолий Егорович Зорко. Его полотна — истинный праздник. По-прежнему поражает Иван Яковлевич Пилипенко — он пишет город через призму белого цвета, и это необычно, и это любопытно. А как удивил нас Юрий Владимирович Шевченко! Он не раб натуры, он отбирает, анализирует, обобщает. Выделяются работы симферопольца Николая Сергеевича Моргуна и любимого нами крымчанина Николая Яковлевича Дудченко. Пленэр тем и хорош, что он будит силы, вырывает художника из некоего застоя своей среды, он наполняет новыми ощущениями.