Редко, когда «жигуленка», не говоря уже о «Запорожце», двигающихся по городу с разрешенной скоростью, не обгоняют «Мерседес», «Тойота» или «Ауди». Вероятно, памятуя, что время — деньги, водители иномарок при обгоне дают форсаж, выскакивают на полосу встречного движения, подсекают отечественные тихоходы, водители которых чертыхаются и жмутся к обочине.
Аналогичные ситуации на дороге характерны не только для Украины. Во всем мире есть азартные, агрессивные водители и люди, склонные к спокойной езде. В связи с этим в разных странах проводятся эксперименты с целью определить, какой стиль езды является предпочтительным, выигрышным. И каждый раз выясняется, что в городе любители быстрой езды проигрывают в расходовании бензина, почти не выигрывают во времени и подвергают себя риску совершить аварию.
Недавно по заказу шведской газеты в Стокгольме был проведен такой эксперимент. Для него был выбран автомобиль среднего класса — японская «Тойота» модели «Камри». При мощности двигателя в 124 лошадиные силы при средней интенсивности движения в городе она в среднем расходует 0,79 литра бензина на 10 км. По одному и тому же маршруту протяженностью в 52,5 км машину много раз гоняли, не нарушая правил дорожного движения, по улицам города в разное время суток — утром, днем, в часы пик, ночью. При этом менялся стиль вождения — от спокойного до агрессивного. В первом варианте движения расход бензина был минимальным — 0,66 литра на 10 км. Во втором — 1,7 литра. Подсчитали, что за год суммарный пробег будет примерно 15 тысяч километров. Разница же в расходовании бензина составит около 750 литров. При этом оказалось, что выигрыш во времени у любителей быстрой езды был незначительным. На преодоление 52,5 км при спокойном стиле движения уходило 66 минут, а при агрессивном — 63 минуты. При этом «агрессор», гоняющий двигатель на форсированном режиме, наносит более значительный вред окружающей природной среде.
Таким образом, материальные преимущества мягкой, спокойной езды очевидны. К этому следует добавить, что агрессивный водитель в большей степени рискует совершить дорожно-транспортное происшествие, подвергается сильному воздействию стрессов и быстрее утомляется.
Водителем «Тойоты» в этом эксперименте был Ове Лундгрен — чемпион Скандинавии по экономному вождению. Подобные авторалли в Европе пользуются такой же популярностью, как и скоростные, и проводятся ежегодно. По мнению Лундгрена, это умный вид спорта, позволяющий накопить полезный опыт для автомобилистов и воспитывающий у них культуру безопасности вождения автотранспорта. К сожалению, у нас подобных экспериментов и соревнований не проводится. Несмотря на высокие цены на бензин, редко кто из наших водителей задумывается о том, что экономия его зависит от стиля вождения автомобиля. Как заметил Гоголь, в нас от природы заложена страсть к быстрой езде. Она властвует над нами даже тогда, когда спешить некуда.