Говорят, что нет ничего хуже, чем ждать и догонять. Наверное, все же есть. Это когда оба состояния следуют одно за другим. Именно в такой страдательной последовательности идет у нас разработка некоторых законодательных актов. Сначала мы спокойно созерцаем процесс накопления негативных социально-экономических явлений и лишь когда они наберут критическую массу, предпринимаем попытку направить их в правовое русло. Около пяти лет шел у нас процесс вольной заготовки и реализации в основном за границу цветного лома, когда в мае 1999 года был принят закон «О металлоломе». Он запрещал экспорт этого сырья и таким образом наконец защитил отечественного производителя и национальные интересы Украины.Несмотря на то, что у нас нет ни одного крупного месторождения меди и алюминия, из страны только за 1998 год было вывезено 90 тысяч тонн медного и 47 тысяч тонн алюминиевого лома. Однако вскоре выяснилось несовершенство закона, в котором предприниматели нашли щель. Запрещая вывоз лома, он не препятствовал экспорту слитков цветных металлов. Это привело к открытию множества примитивных плавильных печей, росту потребления дефицитной электроэнергии, ухудшению экологической ситуации. Вопреки ожидаемому снижению экспорта цветных металлов он не прекратился. В 1999 году вывоз медных полуфабрикатов возрос на 40 тысяч тонн, алюминиевых — на 120 тысяч тонн. То есть ситуация осталась прежней — из страны уходило дефицитное сырье, причем в виде продукции низкого качества, предельно дешевой, хотя и энергоемкой. Но прошло еще полтора года, прежде чем в закон были внесены изменения, направленные на усиление контроля за операциями с металлоломом и сокращением нелегальных пунктов их приемки. В начале этого года в Севастополе таких пунктов было около пятидесяти. Чтобы выявить и закрыть их, к этой проблеме подключается милиция, создаются городская межведомственная комиссия, рабочие группы в районных госадминистрациях, производится перерегистрация лицензий, дающих право осуществлять операции с металлоломом. Большая часть «нелегалов» вынуждена была прекратить свою деятельность, но через некоторое время они вновь начали свою работу и хищение металлолома с предприятий, садовых участков, кабелей и аппаратуры связи с объектов «Укртелекома».
И вот на днях Президент Леонид Кучма подписал новые изменения к закону «О металлоломе», которыми ужесточается контроль за экспортом лома. Теперь право на это будут иметь только специализированные металлургические предприятия. Это позволит переориентировать потоки металла на украинские предприятия и таким образом приведет к снижению себестоимости отечественной продукции, повысит ее конкурентоспособность. Кроме того, предусмотрено усиление роли местных властей в борьбе с незаконным приемом лома.
Но вряд ли новые поправки коренным образом изменят ситуацию. Слишком велика заинтересованность металлобизнеса. Остается две возможности сокращения экспорта стратегического сырья: сделать его экономически невыгодным и технически невозможным. Первая возможность трудно реализуемая, поскольку низкие доходы основной массы населения позволяют сборщикам-нелегалам снижать цены на лом почти беспредельно. Остается технический барьер — стимулировать экспортеров цветного лома и слитков из него к выпуску более качественной и сложной продукции из меди, алюминия, бронзы. Те, кто готов работать легально, пойдут на индустриализацию, а полулегальные фирмочки отпадут сами собой.
За последние два года число нелегальных приемных пунктов заметно сократилось, но их еще достаточно много. Причем правоохранительные органы вновь утратили интерес к выявлению нелегалов. Например, уже несколько лет скупают краденый металл владельцы дома номер 4 по улице Томской и дома номер 5 на улице Полтавской. В нашей газете эти адреса уже назывались, но до руководства Нахимовского райотдела милиции эта информация, видимо, не дошла. Не хотелось бы делать никакого другого предположения.