Страшное слово «авария» прочно вошло в нашу жизнь. Но невозможно смириться с чудовищными масштабами человеческих потерь на дорогах, превосходящих по своим последствиям военные и стихийные бедствия. Не хочется думать, что автомобиль из первого помощника человека постепенно превращается в его же первого врага. Мы все надеемся на лучшее, ждем перемен. И надеемся на чудо. Моя встреча с Михаилом Николаевичем СЕМЯНИВЫМ — сродни чудесам….Обычный человек. Открытое, доброе лицо, веселые глаза. За плечами — уже целая жизнь. И большая ее часть прошла за рулем автомобиля. Ну разве не чудо: за долгих полвека своей водительской биографии Михаил Николаевич не побывал ни в одной аварии!
Наш разговор тоже произошел в автомобиле. Здесь, на своем привычном месте, ему и говорить было веселее — все вдруг вспомнилось. Детство, проведенное в родном Ивано-Франковске, суровые военные годы, первый мальчишеский опыт вождения. После войны рядом с их местечком размещалась военная часть и бойцы-водители охотно обучали смышленого паренька искусству вождения. Свое первое водительское удостоверение Михаил получил в 1952 году. А первым автомобилем стал «локомобиль» или зерновая молотилка, работающая на пару.
Потом — армия. Именно ей он обязан знакомству с Севастополем, городом, ставшим ему второй родиной. Михаил влюбился в наш белокаменный солнечный город и в море. Служил на Феоленте в ракетной части. До сих пор вспоминает утренние пробежки к морю и знаменитые 360 ступенек. Армии он обязан и своей первой любовью. В увольнении встретил голубоглазую светловолосую красавицу из Горького, навсегда покорившую сердце и ставшую ему верной подругой. К слову сказать, именно верность и преданность ценит Михаил Николаевич в женщине больше всего. В армии пригодился опыт водителя. Но пришлось обслуживать не простую технику, а самолеты.
В 1956-м уволился в запас и определился водителем в УНР-64. Тогда это было 69-е строительство. И покатилось… Сначала ГАЗ-51 (2.5 т), затем — ЗИЛ-164, ЗИЛ-130. Тогда это было крупное предприятие, насчитывающее более 100 машин.
— Полгорода нами построено, — вспоминает Михаил Николаевич. — Есть чем гордиться. Приходилось много ездить по командировкам. Он бы и сейчас работал на своем родном предприятии, да оно развалилось. Теперь в УНР разве что десяток машин на ходу найдется.
В 1992-м пошел работать на капиталиста в ООО. Улыбается: «Я на своем КамАЗе один всю стройку обеспечивал. Строили высотные жилые дома. Последний сдали в конце 2001 года. Помню, 7 мая 2000 года. Был в рейсе, вдруг машина встала. Не пойму что. А я шел с прицепом, груженным ракушкой. Попробуй такую махину взять на буксир! Пришлось груз перегружать. Надорвался. Пока болел, мое место занял другой. Вот и получается, что в свои 66 лет я купил «Газель» с тентом и начал работать на себя. Почему не раньше? Тогда машины не было».
Чем занимается в свободное время? Его нет. Но если выдается свободная минутка, то, конечно, трудится Михаил Николаевич на своих 6 сотках. Там у них и домик небольшой есть, и сад.
На вопрос, что для человека главное, Михаил Николаевич отвечает: здоровье. А в людях ценит доброту. Доброго человека и бог бережет.
— Обычно водители ночью никого не подвозят, боятся, — продолжает он свой рассказ. — А я всех беру, хоть жена, бывало, и ругала за это. Как-то еду ночью, дождь льет, не переставая. Вижу: идет по дороге человек. Останавливаюсь, открываю дверь. Он посмотрел на меня и вдруг в слезы. Говорит: «Иду из тюрьмы, освободился. Иду пять часов, и ни один водитель не останавливается. Жена, небось, вся истерзалась, ждет, волнуется». Я его прямо домой и отвез. Вся родня — в слезах, обнимаются, целуются. Пожелал им хорошей жизни и поехал.
— А как же мудрость древняя, гласящая: «Не делай добра — не получишь и зла?».
— Я никому не отказывал в помощи на дороге. Кого из кювета вытащить, кому бензина, солярки немного долить. Но помощи своей никогда не навязывал. Во всем должны быть мера и такт. Любимая поговорка: «Тише едешь — больше командировочных получишь».
— А любимая машина?
— ЗИЛ-«130. А вот иномарок не люблю. Украинцы должны ездить на своих автомобилях. Нашей промышленности давно пора наладить производство своих надежных машин. Хотя бы на базе Кременчугского автозавода. Ведь наши КрАЗы — хорошие и современные машины. Помнится, главный инженер ЗАЗа обещал, что забросает страну автомобилями европейского качества. Но прошло четыре года, а «Запорожец» так и не стал нашей гордостью. Пройдет 40-50 тыс. км и разваливается. Обидно. Ведь можем, если захотим.
— Чего ждете от нового года. Какие планы?
— Работать и помогать семье. А она у меня большая. Сыновья, дочь, четверо внуков. Всех люблю, ради них живу и работаю. Постоянная забота о них и силы дает.
— А что бы вы пожелали водителям?
— Безаварийной езды. Для этого нужно соблюдать правила безопасности. Ведь в ПДД нет ни одного пункта, который разрешал бы что-нибудь плохое. Это нужно осознать. Для водителя важно все видеть, замечать любую мелочь. Я до сих пор помню слова своего инструктора. Он говорил: настоящий водитель должен думать за двоих — за того, кто едет навстречу, и за того, кто обгоняет. Вот сейчас много разных автошкол, много выпускается водителей, но какая у них подготовка? Разве можно за три месяца постичь все премудрости профессии водителя? Раньше, прежде чем сесть самостоятельно за руль автомобиля, начинающему водителю нужно было пройти трехмесячную стажировку у профессионала. И именно он решал: быть этому человеку водителем или его на дорогу и выпускать нельзя. Поэтому и ответственность была другой. Сейчас много нарушений. Каждый ездит, как хочет. Купить машину может всякий, вот только ума не купишь.
— В чем секрет вашего безаварийного долголетия?
— Водитель должен предъявлять к себе самые жесткие требования, всегда быть готовым ко всяким неожиданностям. Держать безопасную скорость, чтобы успеть среагировать на возникновение опасности и принять необходимые меры.
— Михаил Николаевич, на дворе зима. Из-за туманов и гололедицы этот период считается самым опасным для водителя, хотя и транспорта на дорогах стало меньше, и так называемые «чайники» отправили свои автомобили на зимовку в гараж. Что вы посоветуете водителям?
— Ездить по зимней дороге нужно умеючи. Чувствовать машину, слиться с ней, понимать, что на скользкой дороге ее может кинуть в любую сторону. При заносе главное — не растеряться. Сразу же убрать ногу с тормоза, руль — в сторону заноса. Все время следить, чтобы не наехать на другой автомобиль. Выровнять руль, и только потом тормозить. Туман тоже требует особого внимания и знаний. Обгон категорически запрещен. Держаться нужно только правой стороны, не выезжать на встречную полосу. Скорость при необходимости сбросить и до 20 км в час.
Увы, не все это понимают. Я как-то ехал из Николаева и попал в туман. Что называется, ни зги не видно. А тут меня обгоняют две легковушки на приличной скорости. Ну, думаю, лихачи. Не прошло и пяти минут, как выплыла из тумана страшная картина. Машина всмятку. В кювете — перевернутый КамАЗ. Что тут еще скажешь… Раньше в туман и гололедицу не выпускали на линию даже профессионалов. В исключительных случаях разрешалось совершать недальние поездки только водителям 1 и 2 класса.
Вот у меня вся жизнь прошла на колесах. Я как-то подсчитал: получается, что за 50 лет прошел по стране пять миллионов километров. Был в Ленинграде, Ульяновске, Горьком. Украину всю исколесил. Любую машину чувствую, как себя. Всякое видел, в разных переделках побывал, и вот что скажу: за рулем настоящая работа. Это — не просто сел прокатиться. Нельзя не думать об ответственности, забывать об опасности. Машину нелегко водить без аварий, но можно.
После встречи с Михаилом Николаевичем мне невольно пришла в голову старая поговорка: «На дороге, как в жизни». И ведь верно, какой человек в жизни, такой он и на дороге. Она все обнажает: и наши сильные, и слабые стороны. Хочется надеяться, что в нас сильные стороны все-таки одержат верх. А значит, и аварий будет меньше.
На снимках: 1951 год — у кабины ЗИС-5 с другом (слева); нынешнее время — со своей «любимицей и кормилицей».