Недавно севастопольский суд вынес приговор гражданину Русяеву. Русяев приобрел охотничье ружье у одного пенcионера, ради единовременной прибавки к пенсии продавшего его первому встречному незаконно, без разрешения милиции и оформления соответствующих документов. Новый владелец отпилил ствол у «Иж-18м». Получился обрез, из которого застрелил случайного прохожего и водителя такси. Приговор — пожизненное заключение. Этот человек потерян для общества навсегда. Мать убийцы считает, что сына, а вместе с ним и ее, наказали незаслуженно жестоко. Но в двух других семьях не стало сына, мужа и отца.В большинстве случаев, готовясь к совершению преступлений с применением огнестрельного оружия, преступники изготовляют обрезы. Это обеспечивает скрытность ношения наиболее опасного нарезного огнестрельного оружия, в то время как его приобретение частными лицами в Украине запрещено.
Однако недавно в Верховной Раде возобновилось обсуждение проекта Закона об оружии, разрешающего приобретение огнестрельного короткоствольного оружия в частную собственность. При этом делается ссылка на опыт стран Запада.
Аргументы в защиту оружия давно известны: свободные граждане нуждаются в нем, чтобы защитить себя от вооруженных преступников. На поверку, Европа запрещает оружие, а Америка ограничивает к нему доступ. В Британии, например, полицейские не вооружены, если только они не находятся при исполнении специальных заданий (прорыв осады или освобождение заложников). Гражданам Соединенных Штатов доступ к нарезному оружию пока разрешен. В результате вместо того, чтобы оказаться голыми и беззащитными перед лицом вооруженной преступности, англичане чувствуют себя в безопасности. Американцы же этим похвастаться не могут. Хотя население Америки всего в пять раз превышает население Великобритании, перестрелок в стране «голубой мечты» в 194 раза больше. Если отделить правду от мифа, ружья и пистолеты окажутся простым товаром, а вовсе не показателем свободы.
В странах, где система правоохранительных органов десятилетиями формировалась в условиях свободной продажи оружия, гражданам так и не сумели создать надежную базу данных, которая не позволила бы преступникам проникнуть сквозь систему незамеченными. Большие проблемы создает «вторичный рынок» — нерегулируемая частная продажа, где оружие, как правило, меняет хозяев без какого-либо учета и тщательной проверки.
Аналогичная ситуация уже сложилась в Украине с продажей автомобилей по доверенности, недостаточно четко отрегулированной действующим законодательством. Сегодня машина несколько раз может перепродаваться по цепочке доверенностей, и если совершается преступление, то найти владельца по имеющимся данным учета практически невозможно, пока не будет задержано само транспортное средство. В середине 90-х организованные преступные группировки покупали «бригадные машины» и оформляли их по доверенности сразу на 20 человек. Такая неотрегулированность в законодательстве дает возможность преступникам, совершив на автомобиле преступление, укрываться от уголовной ответственности. Подобная ситуация, перенесенная на рынок оружия, чревата криминальными последствиями небывалого размаха. Так, по некоторым подсчетам, в каждом американском штате 40% сделок с оружием происходит именно на вторичном рынке. Если в Украине разрешат продажу оружия, то этот вторичный рынок просто захлестнет ее криминальным валом.
Кроме того, ни одна, даже самая совершенная, система не может контролировать применение гражданами оружия. «Досадные сбои» чреваты загубленными человеческими жизнями, кровью, потерей здоровья. Буквально на днях в Севастополь прибыл «гастролер» из Восточной Украины, ранее четырежды судимый рецидивист. Он проник в квартиру жителя Корабельной стороны, забрал вещи, обувь. Хозяин, хоть и пожилой,но мужественный человек, попытался задержать преступника. Тот открыл стрельбу в подъезде. Решив, что злоумышленник пугает его газовым пистолетом, хозяин продолжил преследование. Пистолет оказался огнестрельным. Севастополец был ранен. Прибывшие на место происшествия работники милиции задержали преступника. Он предстанет перед судом. Следствию предстоит выяснить, как криминальный «гастролер» сумел обзавестись огнестрельным оружием. И это лишь единичный факт его приобретения, перспектива массовой продажи пистолетов гораздо более трагична.
Кому же в Украине может быть выгоден Закон об оружии, разрешающий его свободное приобретение гражданами? Пожалуй, только дельцам, сколачивающим капиталы на продаже этого самого оружия. Несмотря на адекватные меры органов внутренних дел, оперативная обстановка в государстве остается сложной. За 10 месяцев нынешнего года в Украине с применением огнестрельного оружия совершено 580 преступлений, в том числе 151 умышленное убийство. Органами внутренних дел пресечена деятельность 653 организованных преступных групп, которыми совершено около 6 тысяч преступлений. У членов группировок изъято 240 единиц огнестрельного оружия. Всего с начала года из незаконного оборота оружия в Украине изъято 3689 «стволов», в том числе 620 единиц нарезного короткоствольного оружия. В Севастополе за неполный год сотрудниками милиции изъято 40 незаконно хранящихся «стволов». Причем три из них использовались преступниками для совершения преступлений. В государственном розыске находится 1751 единица короткоствольного нарезного оружия, более 9 тысяч охотничьих ружей, почти тысяча карабинов и винтовок, более 5 тысяч пистолетов. Приведенные цифры еще не полностью отражают существующий незаконный оборот оружия. Уровень латентной преступности в данной области достаточно высок.
Для Севастополя эта проблема особенно остра. Со времен войны его обильно политая кровью земля буквально начинена боеприпасами, автоматами и винтовками. Чего стоят только инкерманские склады корабельного боезапаса, которые после распада Советского Союза оказались вне территорий воинских частей и практически без охраны! Кроме того, геополитическое положение Севастополя, близость «горячих точек» способствуют проникновению на его территорию контрабандного оружия. Не так давно сотрудниками УБОП УМВД Украины в г. Севастополе была пресечена попытка незаконной продажи оружия, привезенного в наш город из Чечни.
Сотрудники севастопольской милиции единодушны во мнении: предоставление права собственности гражданам на короткоствольное огнестрельное оружие в Украине преждевременно. Эта позиция основывается на том, что короткоствольное нарезное оружие опаснее всех видов оружия, находящегося в частной собственности граждан, и разрешение на его приобретение значительно осложнит криминогенную ситуацию. Преступники, которые незаконно хранят оружие, будут его легализовывать и в последующем использовать в преступных целях. Граждане, которые получат в собственность такое оружие, могут стать объектами преступных посягательств с целью завладения этим оружием.
Наши граждане психологически не готовы к ответственности свободного приобретения, а следовательно, и применения короткоствольного нарезного оружия. Приведу пример данных социологического опроса украинских школьников. Отвечая на вопрос: «Какую мишень вы предпочли бы для стрельбы — игрушечную или живую?» — 45% выбрали живую. На вопрос: «Смогли бы вы при необходимости применить к безоружному оружие?» — значительная часть — 36% — ответила положительно. С экранов телевизоров в сознание молодого поколения с детства закладывается мысль — убирать с дороги всех, кто мешает, без зазрения совести. Обилие стрессов, падение уровня жизни, рост бытовых конфликтов создают взрывоопасную среду для обращения оружия в нашем обществе. Особую опасность представляет интерес детей к подобным игрушкам, что предопределит многократный рост несчастных случаев и суицидов.
В своей страсти к пистолетам мы можем сейчас дойти до того, что и взрослые, и дети ни дома, ни на работе, ни в школе больше не будут чувствовать себя в безопасности. Если задача США сегодня — сойти с линии огня, то наша — не попадать на нее.
Остается надеяться, что наши избранники в Верховной Раде не станут использовать собственные полномочия в угоду коммерческим интересам кучки торговцев оружием во вред простым гражданам, своему народу.