Недавно налоговые аудиторы, проверяя одну из севастопольских фирм, доказали ей необоснованность отнесения в убытки солидных сумм. Последовала ответная реакция — были предъявлены документы на миллионный объем убытков по бестоварным авансам. Такой «ход конем» дает шанс на налоговый кредит. Сейчас проверяющие ищут аргументы, подтверждающие, что имело место лишь намерение сделки, но не она сама.В целом, минимизация налогов в рамках налогового законодательства — явление естественное. И даже если рассмотрение переносится в судебное заседание, окончательное решение основывается на правовых мотивах. Показательно, что все чаще прецеденты дел, где фигурирует бестоварный аванс, начинают «играть» на налоговую службу.
Происходит следующее: торговле выгодно регулировать остатки на конец каждого отчетного периода. Для осуществления такого намерения предприятие уплачивает поставщику за будущий, якобы готовящийся к отправке мифический товар. А в начале следующего периода фирма-поставщик возвращает деньги по несостоявшейся сделке. Так «вылезают» валовые расходы и налоговые кредиты, дающие право возмещения НДС.
Особенно интересна для налоговой службы ситуация, когда бестоварные авансы встречаются на убыточных предприятиях. Приходится проводить встречные проверки и убеждаться, что налоговые накладные не стыкуются, товарные операции фиктивны, отнесение сумм на валовые расходы и в налоговый кредит незаконно. При миллионной сделке подобный «грех» может обернуться 200-тысячными финансовыми санкциями.
Сейчас наработана законодательная база, накоплен опыт противодействия «дутому» бестоварному кредиту и предприятиям все чаще не удается варьировать остатками, как раньше. Налоговые органы предупреждают о повышении рисков при манипуляции бестоварными операциями.