Так в народе говорят, подразумевая при этом, что созидание требует ума, труда и времени, а для разрушения достаточно одной ломовой силы.Пять лет длилась подготовка к открытию в Севастополе морского спасательно-координационного центра. Пять лет городская госадминистрация путем официальных обращений и во время визитов в Киев убеждала высшие органы исполнительной власти в необходимости создания в Севастополе системы обеспечения безопасности мореплавания и аварийно-спасательной службы, способной оказывать помощь судам, терпящим бедствие на воде. Нельзя сказать, что в Киеве не понимали важности этого. Обоснованность просьбы городских властей подтверждали чрезвычайные происшествия, случавшиеся в нашем регионе с роковой периодичностью. В январе 1997 года штормом выбрасывает на прибрежные скалы российский теплоход «Воскресенск». В апреле того же года из-за плохой видимости садится на мель украинский МРТК «Опыт». В июле переворачивается с пассажирами на борту рейсовый катер и гибнут два ребенка. В январе 1999 года в Севастопольской бухте происходит навал египетского балкера на кипрский сухогруз, который получает пробоину и тонет у грузового причала. А восемь месяцев спустя шторм разламывает надвое мальтийский теплоход «Кристина». Он тонет в Ласпинской бухте и создает угрозу ее экологического загрязнения.
Два эти последние происшествия наконец побуждают Министерство транспорта приступить к разработке проекта постановления Кабинета министров, которая продолжалась несколько месяцев. Постановление Кабмина «Об обеспечении безопасности мореплавания в районе г. Севастополя» было подписано в декабре 2000 года. Во исполнение его приказом Минтранса от 31 января 2001 года было предписано создать в Севастополе государственный спасательно-координационный центр, который 12 февраля того же года приступил к работе. На него Указом Президента, постановлением Кабмина были возложены прием сигналов бедствия и оповещения, организация и координация действий аварийно-спасательных сил по оказанию помощи судам, спасению людей в чрезвычайных ситуациях, ликвидации опасных загрязнений моря.
О своевременности и целесообразности создания в Севастополе МСКЦ свидетельствуют результаты его работы. За 2001 год и десять месяцев текущего года им оказана различная помощь 32 судам, спасено 112 человек. Учитывая это, а также особое географическое положение Севастополя, не далее как в июне этого года Министерство транспорта и Министерство по чрезвычайным ситуациям имели намерение придать Севастопольскому центру статус головного на Черном и Азовском морях. Но 15 ноября внезапно грянул гром среди ясного неба — приказом начальника государственной поисково-спасательной службы на водных объектах В. Шепеля МСКЦ в Севастополе ликвидирован. Аппаратура связи по принятию сигналов бедствия передана в одесский центр. Таким образом то, на что было потрачено пять лет, оказалось разрушенным за пять дней.
Ведомственным приказом ликвидирован не только МСКЦ в Севастополе, но и разрушена созданная в государстве система приема сигналов бедствия и оповещения о нем, координации действий подразделений поисково-спасательных сил и аварийно-спасательных служб предприятий и организаций различных форм собственности. В связи с этим председатель городской госадминистрации обратился в Администрацию Президента, в Совет национальной безопасности и обороны, в Кабинет министров и в Министерство по чрезвычайным ситуациям с письмом, в котором предлагает отменить приказ В.Шепеля «О прекращении оперативного дежурства в МСКЦ в г. Севастополе» как противоречащий Указу Президента и постановлениям Кабинета министров и наносящий вред имиджу Украины. О том, как разрешится эта проблема, мы проинформируем наших читателей.
КСТАТИ:
По плану реформирования Государственной поисково-спасательной службы на водных объектах (ГПССВО) в 2003 году (конкретные сроки не указаны) вместо прекратившего свою деятельность Севастопольского морского спасательно-координационного центра появится новая структура с аварийно-спасательными подразделениями в Севастополе, Алуште, Евпатории, Феодосии и Ялте.
Возможно, что местом постоянной дислокации регионального спасательно-координационного центра станет Ялта и в штате появятся береговые инспектора. Новый центр также будет оказывать срочную помощь в спасении людей на воде, осуществлять координацию и взаимодействие поисково-спасательных служб ВМС Украины, флотов ГАО «Черноморнефтегаз» и «Укркомрыбхоза», подразделений морской аварийно-спасательной службы Минтранса Украины.
У бывших сотрудников Севастопольского морского спасательно-координационного центра эффективность этих преобразований вызывает сомнения. Они считают, что у новой структуры будут преобладать функции ОСВОДа. Такие патрули хорошо зарекомендовали себя на украинских реках, но спасать их силами корабли в штормовом море — все равно что тушить пожар из спринцовки. В числе главных претензий руководства ГПССВО к деятельности севастопольского центра называлось то, что он является исключительно расходной структурой. («Как можно зарабатывать на спасении людей? — недоумевают «морские волки». — Это значит, что придется оценить человеческую жизнь»). А с введением пляжного патрулирования и береговой инспекции как раз появляется статья доходов.