«Акварель» — слово иностранного происхождения. Оно означает: водяная краска или живописное произведение, исполненное водяными красками. Акварели талантливых авторов прозрачны, полны воздуха. От них веет теплом. Они близки душе потому, что напоминают фрески храмов наших прародителей. Акварельные краски всегда под рукой у балаклавского художника Александра Завьялова. Акварели — его конек.По-моему, водяные краски больше всего подходят для отображения на ватмане уголков природы, которые окружают жителей Балаклавы. Вот и на нынешней выставке не обошлось без видов башен Генуэзской крепости, разрезавшей горы голубой лагуны. Верно, темы у нас каноничны, но разработки их всегда неожиданны, оригинальны. Так, как рисует Александр Завьялов, не рисует никто. Да и это первейшее требование к настоящему мастеру — быть в творчестве самим собой.
Где оно, первое зернышко, росточек которого побудил к этому самому творчеству? На стенах дома, где вырос Александр Геннадиевич, висели исполненные дядей Анатолием Хилько маслом копии шедевров В.Шишкина. Конечно, это были «Утро в сосновом бору» и «Рожь». Саша Завьялов сам потянулся к карандашам, краскам. С ними подался на занятия в детскую изостудию. Но отец, Геннадий Александрович, был строг: будешь, как я, токарем. Александр Завьялов встал к станку, но его привлекали оформлять бывшие тогда в ходу средства наглядной агитации. По трафарету, и никак не иначе, А.Завьялов писал утвержденные художественным советом тексты лозунгов и плакатов, работая уже в Севастополе в мастерских художественного фонда.
Казалось бы, хрестоматийные шишкинские мишки, трафареты, алые ситцы хоть кого могли повернуть к ремеслу. Но Александр Завьялов проявил характер. К тому времени он надолго надел форму моряка-подводника. Полезной и познавательной оказалась длительная командировка в Ленинград. В ходе ее нашлось достаточно времени для посещений Эрмитажа, Русского музея. Пребывание его в городе на Неве было настолько продолжительным, что моряк-черноморец представил…Балтфлот на выставке в Москве работ военных художников-любителей. Мастерство Александра Завьялова было отмечено Почетной грамотой за подписью начальника политуправления Военно-Морского Флота — полного адмирала.
С тех пор на многих выставках в Севастополе и за его пределами работы балаклавца отмечались за технику, творческое решение избранной темы. Сегодня мы имеем прекрасную возможность убедиться в высоком мастерстве Александра Завьялова. Достаточно посмотреть на картины, специально созданные к нынешнему отчету перед земляками. Вот, например, «Балаклавский дворик». Этот красочный лист словно возвращает нас в прошлое городка. На нем мы видим рыбацкие сети, виноградную лозу и молодую гречанку с малолетними детьми. Все это в глубоком прошлом, чему свидетелями являются седые крепостные башни на горе.
Надолго приковывает взгляд картина с изображением Александра Пушкина в мгновение, когда перед ним открылись море и мыс Феолент. Героем еще одного произведения стал Александр Куприн. О непреходящем мастерстве художника свидетельствует натюрморт с рыбой.
В технике акварели следует быть зорким и предельно точным. Главным образом как способного акварелиста Александра Завьялова знают везде. Достаточно сказать, что в очередной раз он получил приглашение для участия в проводимой в эти дни в Симферополе выставке камерной акварели. Но дома он еще громко напомнил о том, что многим давно известно. Александр Геннадиевич — искусный график. Он проиллюстрировал традиционно выходящие в Балаклаве коллективные сборники поэтов-земляков, их авторские книги поэзии и прозы. Ему приходилось выручать и редколлегию литературно-исторического альманаха «Севастополь». Художнику удается на редкость глубоко проникать в замысел автора литературного произведения, что называется «попадать в десятку».
На выставке также представлены работы, исполненные маслом, линогравюры.
Вернисаж в Балаклаве приурочен к юбилею художника. Он показатель уже созданного. Но увиденное не оставляет места сомнениям в том, что мы вправе ожидать от Александра Завьялова новых интересных и самобытных забот.