Из досье «Славы Севастополя»: Леонид Николаевич РУДКИН, государственный советник таможенной службы II ранга, заслуженный юрист Украины, работает в Севастопольской таможне 33 года, с 1 октября 1969 г., из них 27 лет — ее начальником. Родился 29 ноября 1947 г.Л.Н. Рудкин был первым самым молодым таможенником в нашем городе. Учился тогда одновременно в приборостроительном институте. Затем уже во время работы окончил академию. Теперь приходится и самому читать лекции, как председателю комиссии принимать экзамены. Опыт и знания за десятилетия оперативной деятельности по охране таможенных границ Леонид Николаевич накопил богатейшие и уникальные: сам ведь лазил по трюмам, осматривал корабли. И находил контрабанду, был признан одним из лучших специалистов в борьбе с этим видом преступлений. Правда, понятие контрабанды тогда было несколько иным. Но объемы обнаруженного впечатляют и сейчас: 8000 газовых платков пытались провезти на корабле «Малахов курган», а на одном из вспомогательных судов ВМФ — 2,5 километра ткани ! А чего стоит и сейчас предотвращение попытки вывезти из страны в бочках с краской 11000 победитовых напаек на токарные резцы!
В настоящее время на счету Севастопольской таможни случаи обнаружения самых крупных, пожалуй, в истории всех стран СНГ партий наркотиков: килограмма героина (опять-таки в краске) и 624 кг кокаина.
Руководить севастопольскими таможенниками Л.Н. Рудкину доверили в 1975 г. — сначала таможенным постом в нашем городе. А в феврале 1976 года, когда была ликвидирована Феодосийская таможня, начал создавать непосредственно Севастопольскую таможню с подчинением ей Симферопольского и Ялтинского таможенных постов. В марте был назначен ее начальником.
Тогда у него было в подчинении всего 30 человек, сейчас в составе таможни около 200 сотрудников — высококвалифицированных специалистов своего дела. Именно создание и воспитание такого большого работоспособного коллектива считает своей основной заслугой Л. Н. Рудкин. Интервью накануне его 55-летнего юбилея нам пришлось брать, как говорится, «на посту» (см. фото) — «лишних» минут у начальника нет.
— Главное — созданы все необходимые условия для эффективной работы наших таможенников, — говорит Леонид Николаевич. — Знаменательно и то, что мы в свое время смогли добиться выделения участка для нового здания таможни буквально в ста метрах от Графской пристани. Строительство было успешно завершено в 1995 году. При этом учтена и перспектива расширения таможни. На всех участках людям созданы нормальные условия для выполнения ими своих служебных обязанностей. Равно как и на таможенных постах в рыбном порту, Инкермане, «Югторсане», Каче, в общем, везде, где мы сейчас работаем. И при открытии аэропорта «Бельбек» нам выделены все необходимые помещения. К сожалению, пока еще людей не хватает, но это вопрос ближайшего будущего.
— Какие еще функции, кроме предотвращения попыток контрабанды, сейчас выполняют таможенники?
— Сейчас одна из главных наших задач — сбор налогов и пополнение бюджета. Отмечу, что только за десять прошедших месяцев Севастопольская таможня, которая находится отнюдь не «на острие» внешнеэкономической деятельности, пополнила государственную казну более чем на 32 миллиона гривен. Это значительно превышает цифры задания на этот год и гораздо больше, чем было собрано в прошлом. Но это не значит, что дальше мы будем пропускать все грузы без налогов (смеется).
Сегодня очень непросто собирать эти средства. И не только из-за стремления предпринимателей уйти от обязательных плат и пошлин. Налоги большие на импорт, а наш порт в основном работает с экспортом. Но мы себя, как говорится, десятки раз «окупаем». А в рейтинговых списках по ведомству постоянно Севастопольская таможня занимает достойное место, несмотря на попытки отдельных коммерсантов скомпрометировать наше доброе имя. И в городе таможенники имеют вполне заслуженный высокий авторитет среди других силовых ведомств, пользуются уважением у севастопольцев.
— Что вы можете выделить среди перспективных направлений развития Севастопольской таможни?
— Все зависит от развития экономики всей Украины, расширения ее внешнеэкономической деятельности. Но и в немалой степени — от возможности расширить в городе причальную линию, особенно для глубоководных грузовых и пассажирских судов. Разве можно было, например, представить еще 3 — 5 лет назад, что в нашей бухте будет крупная перевалка металлопродукции? Только на одном причале «Авлиты» мы оформили уже более миллиона тонн металла. А раньше все наши порты в год обрабатывали по 800 тысяч грузов, причем разнообразных.
Что касается «челночного» бизнеса, то он — умирающий. Тряпки и шоколад уже не везут. Наш украинский шоколад в десятки раз лучше! Импортируют сейчас оптом стройматериалы, фурнитуру для обуви, различные комплектующие. А в скором времени, думаю, все больше будут ввозить оборудование не для «отверточной» сборки, а для производства непосредственно здесь.
— Несмотря на то, что вас приглашают преподавать в академию, делиться опытом, учить молодежь, собираетесь ли вы продолжать, так сказать, оперативную деятельность на вверенном вам сейчас участке таможенной границы?
— С 1 января 2003 года вступает в силу новый Таможенный кодекс Украины. Конечно, этот документ более основательный, чем старый, но не все статьи и не все разделы, которые мы вносили в Верховную Раду, нашли в нем отражение. Хотя проект кодекса был одним из лучших и современнейших в Европе. Правда, за пять лет, что его рассматривали два созыва депутатов, многое было просто обрезано, утеряно. Но главное — он у нас есть. И одной работы по его внедрению в жизнь впереди предостаточно. А я, глядя на себя, по крайней мере, думаю, что с этим кодексом поработаю еще не один год. Тем более что в соответствии с этим документом таможенники-мужчины, как и все госслужащие, будут уходить на пенсию в 60 лет. К сожалению!..
— Спасибо за беседу и поздравляем с днем рождения!
Коллектив редакции газеты «Слава Севастополя» присоединяется к поздравлениям коллег и друзей Леонида Николаевича Рудкина с его 55-летием!
На снимке: Начальник пассажирского отдела А.Панько, Л.Рудкин и начальник оперативного сектора отдела по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил О.Киселев при таможенном оформлении прихода из-за границы теплохода «Герои Севастополя».