Каждый, кто создавал собственное предприятие или становился предпринимателем, знает, какой это трудоемкий процесс. Помимо регистрации в райгосадминистрациях приходится вставать на учет в налоговой службе, Пенсионном фонде, управлении статистики, службе занятости и т.д. В целом проблема не просто техническая, а комплексная, т.к. в упрощении нуждается не только процедура регистрации и ликвидации бизнеса. Необходимо создать условия для предупреждения образования фиктивных фирм и органично соединить регистрацию с обликом налогопослушного бизнеса. Позицию налоговой службы в такой актуальной теме раскрывает в интервью нашей газете заместитель председателя государственной налоговой администрации в г.Севастополе Т.Х.КАРПОВА.- Татьяна Харитоновна, о чем же больше пекутся налоговики, готовя законопроект передачи им функций регистрации: об удобстве налогоплательщиков или преграде фиктивным фирмам?
— Пожалуй, поровну. Приведу аргументы, что нас тревожит больше. Отсутствие централизованного контроля позволяет теневым дельцам манипулировать несовершенным механизмом регистрации, легко создавая фирмы-однодневки. В масштабах государства их катастрофически много. Деятельность по незаконной конвертации средств предположительно достигает размеров госбюджета. Знаете ли вы, например, что по одному адресу на ул. Институтской в Киеве зарегистрировано две тысячи фирм? И вообще в Украине около 700 юридических адресов, по каждому из которых зарегистрировано не менее 50 предприятий. При этом за пять лет деятельности налоговой милиции выявлено более 16 тысяч фирм, использовавшихся в «цепочках» незаконного возмещения НДС, отмывания денег, незаконного обращения наличности.
Доходит до абсурда: сначала фиктивная фирма регистрируется, а потом подразделения налоговой милиции остаются наедине с «невидимками». И именно налоговые органы обращаются в суды для признания уставных документов недействительными, чтобы расторгнуть регистрацию. Одним словом, государство несет колоссальные убытки. По Севастополю сотрудниками налоговой милиции только в этом году ликвидировано два конвертационных центра и выявлено десять фиктивных фирм.
Существует и другой аспект: вставая на налоговый учет, вновь образованные предприятия и предприниматели попадают, как мы говорим, в «налоговую базу». Поэтому на них распространяется алгоритм налоговой отдачи. То есть, если даже деятельность отсутствует и отчеты не подаются, такие предприятия автоматически включаются в программу мобилизации платежей. Получается, что раздутая база увеличивает налоговый пресс на остальных субъектов хозяйствования.
— В чем главная причина такой ситуации?
— В сегодняшнем законодательном поле упрек можно бросить только несовершенному механизму регистрации. Ведь в соответствии с действующим порядком органы госрегистрации не обязаны проверять достоверность данных и идентифицировать учредителей предприятий. Поэтому много раз наши сотрудники сталкивались с тем, что регистрация произведена на утерянный или выкраденный паспорт гражданина, иногда даже на умершего человека. Используются поддельные печати нотариусов, много других уловок. И это, еще раз подчеркну, не вина, а беда существующего механизма регистрации.
— Что можно ей противопоставить?
— Прекращение манипулирования законодательством. Например, мы уже больше года усиленно занимаемся расчисткой налоговой базы региона, то есть сами инициируем и организуем расторжение регистрации предприятий-«мертвых душ». Но это — избавление от негативных последствий законодательного упущения. Нужнее урегулировать сам процесс регистрации, определить единый его орган. И поскольку именно в налоговом ведомстве создана наиболее мощная информационная система, родилась концепция передачи функции регистрации именно налоговикам. Это упростило бы и взаимодействие с другими ведомствами, а сами субъекты хозяйствования перестали бы проходить многочисленные согласования. Принцип «единого окна» при регистрации новых предприятий, кстати, принят в большинстве зарубежных органов.
— Но такой подход создаст для вашего ведомства еще один огромный пласт работы, неужели вы этого не боитесь?
— А что делать, если это наиболее реальный метод предупреждения фиктивных фирм и «мертвых душ»? Проще работать на опережение, чем потом вязнуть в аудиторских проверках и выводить на свет «теневиков» усилиями налоговой милиции. Пока законодатели, как говорится, «зреют», мы предлагаем проект создания специального департамента регистрации и учета плательщиков, есть возможность расширения функций и в составе имеющихся подразделений. Налоговая служба формирует Государственный реестр физических лиц, ведет Единый банк данных юридических лиц, выполняет функцию регистрации плательщиков НДС, единого налога, неприбыльных организаций, представительств нерезидентов в Украине, поэтому органично было бы объединить информационные ресурсы и базы.
— Спасибо за беседу!