В конце октября у севастопольского спорта появился новый начальник. Управление по вопросам физической культуры, спорта и туризма городской госадминистрации возглавила заслуженный мастер спорта, чемпионка мира и чемпионка Европы 2001 года, неоднократная чемпионка Украины по бодибилдингу Ольга Колот.- Ольга Александровна, теперь вы государственный служащий, управленец, что автоматически предусматривает наличие высшего образования.
— В 1993 году я окончила факультет физического воспитания Симферопольского государственного университета. По специальности я — тренер-преподаватель.
— То есть практика руководителя у вас есть?
— Есть. Известное дело: люди и учатся только на практике, а теория, она ничего практически не дает.
— Насколько неожиданным было назначение на должность?
— Ожиданным. Я сама этого добивалась. Как спортсменке и как женщине-матери, мне очень не понравилось то, что творится в нашем городе со спортом. И я решила, поскольку знаю проблемы этой сферы изнутри, попробовать: может быть, у меня получится сделать лучше. Считаю, что цель у меня благородная.
Отметьте, что впервые женщина возглавила это управление. А поскольку любая женщина может навести порядок на своей кухне, то, думаю, у меня получится навести порядок на кухне спортивной. Тем более что Госкомспорт тоже возглавляет женщина — Мария Михайловна Булатова, и есть некоторые проблемы, на которые мужчины закрывают глаза, а женщины пытаются решить.
— То есть уже тенденция какая-то: спорт уходит под женское начало?
— Нет, абсолютно нет, не под женское. Думаю, что здесь личностный фактор играет свою роль. Уже за первую неделю работы в этой должности я поняла, насколько она сложна.
— С какими сложностями уже довелось столкнуться?
— Во-первых, масса нормативных документов, законов, указов, которые надо исполнять. Отсюда — масса бумажной работы, от которой никуда не деться. Во-вторых, любая смена руководителя — это легкий шок для структурных подразделений, поскольку никто не знает, в какую сторону я буду дуть: новая метла по-новому метет. Но мы уже приходим к консенсусу, в управлении поняли, что я не собираюсь устраивать здесь никаких разборок. Я — только за результат. Определили ряд направлений, где в последнее время работа была упущена и ослаблена. Будем исправлять.
— Например?
— У нас очень хороший город и по расположению, и по климату. Поэтому грех не воспользоваться этим и не заработать деньги для городского спорта. Конечно, для этого нужны вложения. Быть может, отыскать инвесторов, спонсоров, а для этого разработать какие-то рычаги для большей привлекательности в деле помощи спортсменам.
— Это реально?
— Поскольку я занималась коммерческой деятельностью, мне пришлось вращаться не только в кругу спортсменов и своего управления. Есть в городе люди, которые желают и имеют возможность помочь спорту. В конце концов — это и реклама, и престиж, и имя. Есть люди, которые хотели бы, чтобы о них в городе говорили как о меценатах. Может быть, мы когда-нибудь и вернемся к этому, к меценатству. Потому как спорт — это дотационная статья, на него и в стране дается немного денег, а мы боремся с мировыми монстрами в области спорта и при этом неплохо выступаем.
За последние годы, к сожалению, весь наш спорт: и детский, и юношеский, и количество тренеров и специалистов — все это было частично утрачено. Поэтому сейчас главная задача — поддержать и тренеров, и спортсменов, изыскать для этого возможности. А деньги для спорта есть, однозначно, и мы их найдем. Как зарабатывать, куда их надо вкладывать, чтобы поднять спорт, если люди не знают, то я им подскажу, где их деньгам будет полезней.
— Ольга Александровна, какие виды спорта с вашим приходом получат приоритетное развитие? Бодибилдинг, пауэрлифтинг, фитнесс?
— Ну почему сразу так? У меня нет любимого вида спорта или нелюбимого. Дети везде занимаются, и моя задача — сделать так, чтобы им было хорошо и удобно заниматься.
Определяя приоритетные виды спорта, мы исходим из того, что уже имеем. У нас всегда культивировались водные виды спорта, поскольку в Севастополе расположены две олимпийские базы. Бокс у нас был на высоком уровне, но в последние годы почему-то сдал свои позиции. Надо будет внимательно посмотреть, что там произошло. У нас есть два спортсмена, которые претендуют на участие в следующей Олимпиаде: это Андрей Сероштанов (дзюдо) и Олег Решетняк (легкая атлетика).
— Поговорим все же о деятельности управления. Вы уже определили задачу 1?
— В данное время управление разрабатывает программу с единой законодательной и юридической базой для привлечения средств в развитие севастопольского спорта. Мы планируем создать условия для проведения международных и отечественных турниров и соревнований, сборов и тренировок команд. Прежде всего это даст поступления в бюджет города и развитие туризма.
— Сегодня севастопольский футбол находится на подъеме, в частности городская команда ПФК «Севастополь». Будет ли город помогать своему клубу?
— Как начальник управления к этому виду спорта отношусь очень серьезно. Это ведь целая индустрия, где зарабатываются большие деньги. Так почему бы нам их не заработать? Что касается городской команды: для подъема старой или создания новой футбольной команды нужно оч-чень много денег. И если найдем такого человека у нас или за границей, который бы захотел иметь футбольную команду, то я только «за». Но думаю, что вначале мы пойдем по пути создания хорошего поля и базы, чтобы к нам охотно приезжали команды, и город от этого только выиграет.
Можно рассказывать все что угодно. Но все мы прекрасно знаем, сколько нужно средств, сколько стоят хорошие игроки, необходимые для того, чтобы команда хорошо играла и занимала высокие места.
— Но команда-то у нас есть и выступает сейчас неплохо. Вот только содержит ее один человек. Неужели город не может ничем помочь своей команде? Поддержит ли управление просьбу о помощи клубу из бюджета?
— Управление, в принципе, может поддерживать. Но это мое личное мнение, наш футбол не настолько нуждается в финансировании на данном этапе, чтобы все деньги, которые предназначены на городской спорт, отдать на футбол. И поможет ли это? А коли есть в бюджете свободные средства, то, пожалуйста, я — «за». Если это не ущемляет интересы нашего управления и всего спортивного хозяйства. А вообще, думаю, есть виды спорта, в которых, по моему мнению, достаточно трудно растить спортсменов высокого уровня и добиваться медалей. А зарабатывают в этих видах спорта значительно меньше или вообще не зарабатывают.
— Вы говорили о базах и полях, которые могли бы приносить деньги севастопольскому спорту. Это будет возрождение старых объектов или строительство новых?
— Я недавно на должности, еще хозяйства своего толком не видела. Знаю, что зарабатывать на спортсооружениях надо, а как — видно будет в процессе. Будем смотреть и принимать решение. Еще раз хочу повторить, что необходимо выполнить определенный объем работы в этом направлении. Реконструкция и восстановление спортивных сооружений и объектов — это существенные затраты и вложение средств, которое невозможно без создания определенных условий для их привлечения.
— Мы опять вернулись к спортивно-финансовой теме.
— Так уж получается. Сегодня управление предпринимает конкретные шаги по привлечению к развитию спорта общественных организаций, коммерческих и финансовых структур. Проводятся переговоры, формируется база для заключения ряда крупных договоров и контрактов. Естественно, что для этого необходимы профессиональный персонал и специалисты, которые могли бы работать и развивать те направления, что мы определили. В управлении, на мой взгляд, необходимо организовать юридический, внешнеэкономический, информационный отделы, а сегодня в нем при штатном расписании в 11 человек работают всего четверо.
— Как с вашим приходом в процентах будет распределяться бюджет между спортом высоких достижений и детским и юношеским спортом?
— Во-первых, есть целевая президентская программа оздоровления нации. Если мы сейчас не будем растить молодое поколение спортсменов, то у нас не будет и спорта высшего мастерства. Во-вторых, нужно найти возможности поощрения или стимулирования имеющихся спортсменов-мастеров. Не должно быть такого, что человек тренируется, а в итоге ничего не получает. Чтобы молодежь занималась спортом, она должна видеть: человек тренировался, достиг и получил.
Но спорт-то высших достижений останется. Настоящие спортсмены — фанаты. Они как занимались спортом, так и будут им заниматься. Просто моя задача создать им все условия для этого и поощрять.
Нельзя все средства пустить на одно и не финансировать другое. Нужно найти определенный консенсус. Другое дело, что на всех денег не хватит. Поэтому следует всем сестрам по серьгам, но кому-то все-таки чуть больше.
— Одной из составляющих названия вашего управления есть «физическая культура». Каково ее состояние сегодня?
— При социализме у нас на каждом предприятии были инструктора физкультуры, процесс оздоровления трудящихся прослеживался очень серьезно. Потом — сами знаете. Сейчас есть президентская программа оздоровления, поэтому заниматься будем. Главное — поставить правильно вопрос. У нас же изначально вопрос физической культуры отсутствовал. Начиная с его преподавания в школе: физику-математику вы должны знать — это в жизни пригодится, а физкультура — предмет вспомогательный, как рисование или пение. А это в корне неправильно, потому как, когда у человека нет здоровья, а он это понимает гораздо позже, когда начинает болеть, ему уже не нужны ни знания, ни деньги.
И тему популяризации физической культуры надо поднимать в СМИ. На Западе уже многие годы народ усиленно занимается спортом. Почему? Потому, что понял: деньги в жизни не главное. Но чтобы быть счастливым, надо быть здоровым. Можно, конечно, заняться призывами: «Занимайтесь физической культурой!» Но пока человек сам этой потребности не почувствует, смысла в наших призывах не будет.
У нас ведь как: понятие «культура» — это культура, а «физическая культура» — это совершенно другое. На самом-то деле это такая же культура, культура человеческого тела, служащего нам до конца жизни. И как мы будем к нему относиться, так оно и будет нам служить.
Нужно со школы, с детского сада дать понять маленькому гражданину, что свое здоровье он не купит ни за какие деньги, не будет его — не будет ничего. Поэтому необходимо ввести урок физкультуры не как номинальный.
— Ну и последний вопрос. Ольга Александровна, вы самый «раскрученный» начальник управления, благодаря рекламе, в которой вы снимались, лихо расправляясь с грабителями. Понятно, что ролик снимался задолго до вашего назначения. А вот как долго его будут крутить? Ведь по закону «О рекламе» государственный служащий и реклама — понятия несовместимые.
— Думаю, что этот рекламный ролик, сделанный год назад, исчезнет с севастопольских экранов. К сожалению, я не имею возможности влиять на этот процесс: у меня нет никаких авторских прав, ничего. Но думаю, что в частном порядке я решу этот вопрос.