Мы пригласили руководителя Главного контрольного управления Администрации Президента Украины Валентина КОВАЛЕНКО рассказать о наиболее важных проблемах, обсуждавшихся должностными лицами, на которых возложены функции содействия организации и осуществлению мероприятий по реализации контрольных полномочий Президента как гаранта соблюдения Конституции Украины.- Валентин Васильевич, чуть ли не впервые за одним столом собрались специалисты высших и центральных органов власти, областных государственных администраций, которые осуществляют контрольные функции. Что побудило вас сделать это именно сейчас?
— Как известно, граждане Украины ожидают от власти реальных, положительных сдвигов в экономике, социальной и других сферах общественной жизни. Нерешение многих проблем социальной и экономической сферы порождает недовольство значительной части населения.
Такое состояние дел вызывает серьезное беспокойство главы нашего государства. Поэтому неотложной является проблема существенного повышения ответственности должностных лиц всех структур исполнительной вертикали за порученный участок работы.
В Послании Президента Украины этого года определены конкретные пути выхода из сложившейся ситуации. Поэтому сейчас для всех органов власти очень важно сконцентрировать усилия на практической реализации этих задач. Контрольные органы призваны помочь им в этом, а в случаях, если должностные лица не спешат выполнять свои функциональные обязанности, — побудить их делать это качественно и в определенные сроки. Слишком медленно внедряются в жизнь требования Указа Президента Украины относительно персональной ответственности должностных лиц за своевременное и полное выполнение законов, президентских указов и распоряжений, правительственных постановлений. Это подтверждают комплексные проверки, осуществленные специалистами нашего управления.
— Расскажите об этом подробнее.
— Результаты проверок свидетельствуют, что нерешительность власти сводит на нет экономические и прочие реформы. Дает себя знать и отсутствие эффективного взаимодействия между разными уровнями власти. Центр и территории, региональная и местная власть все еще соревнуются между собой за расширение полномочий, забывая о необходимости реализации тех, которые предоставлены им уже ныне.
Понятно, что углубление рыночных преобразований возможно лишь на основании согласованных действий центральных и местных органов власти. Где есть такое согласие, там есть положительный результат, слаженная работа по реализации стратегических задач, определенных в важных государственных документах.
Несогласование действий государственных структур «эффективно» используют теневые структуры. Больше всего из-за отсутствия реальных рычагов государственного управления страдает экономика, которая остается у нас наиболее уязвимым звеном. К сожалению, процессы ее «тенизации» продолжают развиваться. Анализ статистических данных, результаты наших проверок свидетельствуют о том, что в экономической сфере наиболее распространенными являются расхищение государственного и коллективного имущества, уклонение от уплаты налогов, мошенничество с финансовыми ресурсами, фиктивное предпринимательство и т.п. Теневая экономика в последнее время приобрела опасные размеры. Разумеется, это отрицательно сказывается на уровне жизни населения, международном имидже Украины. Методы борьбы с этим злом пока малоэффективны, низок уровень и профилактической работы.
Если говорить о деятельности органов местной власти и контролирующих органов относительно предотвращения отрицательных тенденций, то ей пока что недостает системности и комплексных подходов. Анализ глубинных причин, порождающих преступность и коррупцию, скрытую деятельность в сфере экономики, преимущественно подменяется констатацией фактов, поэтому нет и ожидаемых результатов, которые бы существенным образом влияли на ситуацию, привели к сдвигам, ожидаемым нашими гражданами.
— Если можно, назовите наиболее характерные примеры, выявленные сотрудниками вашего управления во время проверок.
— Возьмем для примера такую тенденцию. Конкурсы и аукционы по продаже приватизационных объектов, которые проводятся в последнее время, приводят к прямо противоположным результатам — нередко к обесцениванию объектов государственной собственности и соответствующему уменьшению поступлений в бюджет. Как правило, после такой приватизации большинство предприятий остаются неработающими, а их работники безработными.
В частности, во время приватизации ОАО «Запорожский абразивный комбинат» при остаточной стоимости основных фондов предприятия около 190 млн грн 51-процентный пакет акций был оценен лишь в 4 млн грн. Это привело к его реализации на конкурсе по цене всего 5 млн грн.
Или проанализируем события, которые происходят на Черкасщине. За годы независимости область превратилась из промышленно-аграрной в аграрно-промышленную. При этом объемы производства валовой продукции сельского хозяйства уменьшились почти в 1,7 раза. Фактически утрачены такие приоритетные области производства, как машиностроение, радиоэлектронная область, мебельная промышленность, производство телевизоров, электробытовых приборов, изделий строительной индустрии, и т.п.
— Как известно, теневые структуры не только нарушают законы, они умело используют связи с властными структурами.
— Вы правы. Так, непонятно какими нормативно-правовыми актами руководствовались должностные лица, которые предоставляли обществу с ограниченной ответственностью «Современный механизатор» 25 иностранных зерноуборочных комбайнов «Кейс» на общую сумму 5,1 млн долларов США. Нарушая условия договора, указанное общество не платит задолженность, которая достигает уже 5,8 млн долларов.
При этом оно занижает валовые доходы, а соответственно и прибыль. Полученные обществом на протяжении 2000 — 2001 годов в лизинг комбайны вопреки условиям договора были переданы в аренду другим субъектам хозяйствования — обществам с ограниченной ответственностью Запорожской, Донецкой и Николаевской областей. Аналогичные нарушения имеют место в Днепропетровской и других областях.
Обратили мы внимание и на ситуацию с кредитами, неэффективную политику государственных органов в этом направлении. Общеизвестно, что Украина имеет большие мощности в производстве разнообразной сельскохозяйственной техники, разработаны государственные программы по созданию и освоению производства новых ее видов. Но на государственные средства преимущественно закупается иностранная техника. То есть очевидным является лоббирование на украинском рынке интересов иностранных фирм, пренебрежение интересами отечественного производителя.
Три года назад глава государства на расширенном заседании Координационного комитета по борьбе с коррупцией и организованной преступностью подчеркнул, что немало таких кредитов выдается и под гарантии правительства. На 1 октября 1999 года предприятия-заемщики были должны государственному бюджету 943 млн долларов. После этого долг возрос еще почти на 0,5 млрд долларов.
И никто за это не несет ответственности перед законом, государством и обществом. Это служит ярким примером неэффективной борьбы с организованной преступностью и коррупцией.
— Что, по-вашему, привело к такому состоянию дел? Как сломать эти отрицательные тенденции?
— Основными факторами, обусловливающими динамику возрастания теневой экономики, являются невзвешенная кадровая политика на всех уровнях управления, отсутствие четко определенных долгосрочных и текущих целей и задач социального и экономического развития государства и механизмов их реализации, крайне несовершенная налоговая политика, которая, в сущности, не только не оказывает содействия эффективному развитию экономики, пополнению бюджета, но и толкает экономику в тень.
Отмечу, что отдельные должностные лица органов власти, предприятий и организаций, используя экономическую свободу и распад прежде существующей жесткой системы государственного контроля, прибегают к многочисленным злоупотреблениям, невыполнению нормативно-правовых актов. При этом такие нарушения осуществляются, как правило, без привлечения виновных к ответственности.
Неудовлетворительная исполнительская дисциплина отрицательно влияет на решение социальных и экономических проблем, на общественное мнение относительно способности органов исполнительной власти профессионально выполнять свои функциональные обязанности. По-моему, отрицательную практику, которая сложилась в отношении выполнения решений главы государства и правительства, невозможно сломать без внедрения новых комплексных мероприятий, направленных на решение этой проблемы.
На семинаре, о котором шла речь в начале нашего разговора, мы обсудили план общих действий контрольных служб центральных и местных органов исполнительной власти на следующий год. Это единый план работы относительно комплексных и целевых проверок выполнения положений Конституции Украины, законов, президентских указов и правительственных постановлений по актуальным вопросам жизнедеятельности страны.
Среди мероприятий, которые будут осуществлены уже в ближайшее время и в следующем году, — проведение проверок относительно комплексного социально-экономического развития регионов, приоритетных областей экономики страны, использование научно-технического, производственного и кадрового потенциалов, эффективность развития жилищно-коммунального хозяйства. Проанализируем также эффективность проведения земельной реформы, приватизации объектов промышленности и социальной сферы, управления государственными корпоративными правами предприятий.
Очень актуальными являются вопросы отбора и расстановки кадров в центральных и местных органах исполнительной власти, выполнение ими функциональных обязанностей. Такими проверками будут охвачены практически все уровни органов власти, начиная с районного звена и выше.