Улица Крымская — одна из центральных магистралей в Джанкое. Она протянулась вдоль железнодорожного полотна так далеко, что расположенный в ее конце консервный завод оказался на южной окраине степного городка. С недавних пор невидимыми нитями он связан с Севастополем.Теперь уже в далекие 30-е годы прошлого века крымчане занялись возделыванием хлопка. Для первичной обработки сырца в Джанкое был построен завод, куда с хозяйств близлежащих районов свозили собранный хлопок. Предприятие недолго использовалось по своему профилю. Грянула война — Великая Отечественная. Зимой 1941-го и в первой половине 1942 года в Джанкой потянулись колонны исхудавших, страдающих от ран и жажды военнопленных. Из Севастополя главным образом. Некоторые из них падали в пути. Их пристреливали фашисты. Жители окрестных сел хоронили красноармейцев на месте их гибели. Некоторые святые могилы вдоль старой Московской трассы сохранились до наших дней. Одни на околицах населенных пунктов, другие — в чистом поле.
Тех воинов, которым удалось преодолеть долгий, полный испытаний путь, загоняли на территорию Джанкойского хлопкового завода. Его двор за усиленной «колючкой» оградой был превращен в концентрационный лагерь.
Жара ли, дождь ли, стужа ли — наши воины содержались под открытым небом. Царили нещадный голод и болезни. Рискуя, местные жители бросали солдатам и краснофлотцам хлеб, вареный картофель, что-то из одежды. Делились последним. Помощь узникам вылилась в патриотическое движение. Особой активностью в нем выделялась учительница расположенной рядом школы Анастасия Драгомирова. Ей удалось установить связь с организованным ядром в среде военнопленных. Готовился их массовый побег. Но осуществить задуманное не удалось. Анастасия Драгомирова была схвачена. Длительное время патриотка томилась в застенках гестапо в самом Симферополе. Незадолго перед освобождением города от фашистов ее расстреляли. На стенах камеры Анастасия Драгомирова оставила слова, полные оптимизма и веры в победу над жестоким врагом.
В послевоенные годы местные крестьяне не вернулись к возделыванию хлопка. Потоком пошли овощи. В пиковые годы джанкойцы выращивали их по сто и более тысяч тонн. Основную массу огородной продукции перерабатывали на бывшем хлопковом заводе. Его перепрофилировали для выпуска овощных консервов. Их перечень занял бы много места в нашем рассказе. В период страды перед проходной предприятия выстраивалась огромная очередь грузовиков с помидорами, огурцами, баклажанами, кабачками, патиссонами…
Казалось, так будет всегда. Но как-то вдруг все вокруг посыпалось, иссяк окончательно поток машин с сырьем.
— Консервный завод, — говорит его нынешний руководитель Л.А.Юнацкий, — мог в очередной раз сменить профессию. Стать, например, очередным рынком, во что превращены цеха местной «Сельхозтехники», или превратиться в автостоянку.
Чтобы войти в курс событий в годы нелегких испытаний, вызванных реформированием отечественной экономики, назовем для начала должность Леонида Анисимовича. Он является директором филиала действующего в Севастополе ЗАО «Паллада» «Джанкойский консервный завод». Севастопольцы не просто подали руку терпящему бедствие джанкойскому предприятию. Наши земляки стали его полными хозяевами.
В Джанкое им досталось тяжелое наследие. Чтобы не расстраиваться, не будем называть долги по зарплате, перед бюджетом — мил-ли-оны гривен! В настоящее время они погашены. Людям вернули веру, что предприятие не изменит специализацию, а значит, потребуются их рабочие руки, навыки.
Это дается очень непросто. «Паллада» владеет в Севастополе траулерами. В Джанкой пошла на переработку рыба. Ну а как же с овощами? Поехали по хозяйствам — вчерашним их поставщикам. Перед глазами предстала печальная картина: заросшие бурьяном огороды, разоренная система орошения. Ждать, пока здесь вновь завяжутся плоды, времени нет. И севастопольцы взяли в окрестностях Пахаревки, Луганского и других сел у крестьян в аренду их земельные паи. В общей сложности получили в свое пользование около 700 гектаров, что очень важно — отдельными крупными массивами. Наладили орошение. Мало-помалу дело пошло.
Л.А.Юнацкий показал официальную сводку. Из помещенных на ней цифр выходило, что в прошлом году крымские агропредприятия вырастили аж четыре с небольшим тысячи тонн овощей. Можно ли сравнить это количество с прежними объемами производства огородной продукции в одном Джанкойском районе? Но и эти четыре тысячи тонн овощей — знак возрождающегося, набирающего силу производства. Радует еще и то, что каждую четвертую тонну овощей в Крыму дал джанкойский филиал «Паллады». На этом севастопольцы не остановятся. Они намерены обзавестись достаточным парком дождевальной техники, налаживаются мосты с заинтересованными зарубежными партнерами.
— Как рыбные (15 миллионов банок в прошлом году!), так и овощные консервы в Джанкое, — говорит с гордостью Л.А.Юнацкий, — выпускаем по рецептам, которые принесли готовой продукции заслуженный авторитет и обеспечили ей высокий спрос.
Севастопольцы в Джанкое далеки от рубежа полного решения проблем. Но в этом направлении сделаны первые уверенные шаги. Приблизив производство к источникам сырья, они уверены, что достигнут новых успехов.
Действиями ЗАО «Паллада» (председатель правления А.А.Плиев) довольны в Джанкойской городской государственной администрации. Городской голова В.Б.Синицкий говорит, что севастопольцы помогли сохранить в городе отдельную отрасль производства, сохранить коллектив консервщиков. Наконец, джанкойский филиал «Паллады» — едва не единственное «живое» производство в Джанкое. Оно дает солидные платежи в местный бюджет.